Профориентация. Получение профессионального образования в Республике Беларусь

Официальные сайты, содержащие информацию по ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Министерства образования Республики Беларусь:  edu.gov.by

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: http://www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

свернуть

Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития

Информация для поступающих учащихся с особенностями психофизического развития

Информация для поступающих учащихся с особенностями психофизического развития

 

Выбор профессии учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата), данных медицинского и психолого-педагогического обследований  каждого выпускника на основе действующих нормативных правовых документов Республики Беларусь.

Физические и (или) психические нарушения здоровья учащихся ограничивают круг профессий. Обращаем внимание на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью, что позволяет учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

 

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

Министерства образования Республики Беларусь: https://edu.gov.by/;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: https://adu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: http://ripo.unibel.by/;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

свернуть

Цифровой сервис "Шаг в профессию"

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

Памятка поступающему

Предлагаем вам воспользоваться Азбукой профориентации: 7 шагов к взвешенному решению.

Памятка поступающему

 

            Перед вами встает вопрос о выборе профессии. Этот вопрос очень важный, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату. Как не ошибиться? Как сориентироваться в большом мире профессий?

            Предлагаем вам воспользоваться Азбукой профориентации: 7 шагов к взвешенному решению.

  1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.На этом этапе осуществления выбора необходимо составить максимально широкий перечень профессий, которые соответствуют нашим интересам. Составляя список, задумайтесь, почему именно эти профессии в него внесены, чем это обосновано. Например, вы выбрали профессию психолога, обосновывая это тем, что данный специалист помогает людям изучать и развивать свои способности. Тогда можно предложить рассмотреть так же профессию тренера в спорте, преподавателя музыки или живописи в специализированных учебных заведениях, которые тоже соответствуют мотиву «помогать людям в развитии их способностей».
  2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательно уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательно содержание, характер и условия работы.

Выбранная профессия может получить совершенно новые оттенки, если протестировать выбор таким критериям, как соответствие выбираемой профессии жизненным ценностям и целям, востребованности специалистов данной профессии на рынке труда. Необходимо детально изучить ситуацию на рынке труда вашего региона. Каждую из выбранных специальностей проверьте с точки зрения требовании рынка труда. Востребованы ли специалисты данной специальности на рынке труда? Есть ли возможности трудоустройства на начальные позиции, каковы возможности продвижения, какой уровень заработной платы на каждой ступени карьерной лестницы. Сколько времени в среднем нужно для естественного карьерного роста? Какие дополнительные знания и навыки необходимо получить и развить для обеспечения профессионального карьерного роста?

  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

Определите значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большему счету, можно и не учитывать.

  1. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии к человеку. Проанализируйте, развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессиограммах, стандартных должностных инструкциях.

  1. Подсчитайте и проанализируйте результаты.

Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

  1. Проверьте результаты.

Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, друзьями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху.

Важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы конкурентоспособность среди других абитуриентов.

  • Не откладывая «на потом», составьте программу развития профессионально важных качеств, ищите возможности для получения практического опыта работы по данной специальности. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше впоследствии его «цена» как специалиста и конкурентоспособность на рынке труда.
  • Соберите информацию обо всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения и образования и интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и работодателей. Особенно важно это для молодого специалиста без опыта работы. Поверьте, серьезный подход к выбору учебного заведения -это краеугольный камень в здании будущего профессионала.

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ УСПЕХУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, ОБУЧЕНИИ И РАБОТЕ

  • Получи информацию об интересующих профессиях содержании работы, условиях труда, требованиях предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.
  • Посети рабочие места, побеседуй со специалистами, работающими по интересующей профессии.
  • Узнай, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выясни возможности трудоустройства.
  • Проанализируй всю собранную информацию, проконсультируйся со специалистом-профконсультантом.
  • «Без борьбы и неудач ничего не дается в мире», - Я. Колас.
  • Выбирая учебное заведение, узнай все об учебных заведениях, где можно получить выбранную специальность.
  • Убедитесь в том, что соответствуешь требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнай условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Готовясь к поступлению, имей в запасе несколько вариантов.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и «Мерседес»!
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что ты будешь заниматься тем, что интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если возможно побывай в том месте, где как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии; поговори, с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у педагога-психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха – это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложится представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
свернуть

"Твое профессиональное образование"

"Твое профессиональное образование"

 

В целях популяризации профессионального образования среди учащейся молодежи, информирования о разнообразии профессий и возможностях обучения по различным специальностям, содействия профориентационной работе, УО «Республиканский институт профессионального образования» при содействии проекта ЕС «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» создан  YouTube– канал «Твое профессиональное образование».

На YouTube – канале представлены видео – экскурсии в учреждения профессионального образования и предприятия Беларуси, интервью с экспертами, учащимися и конкурсантами Республиканских и международных соревнований WorldSkills.

Ссылка на YouTube–  канал «Твое профессиональное образование»:

https://www.youtube.com/channel/UCyoI_3c0BbAyLHMXzG8TaTw

свернуть

Онлайн-методика "ПрофиТест"

Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» разработало онлайн-платформу профориентационной поддержки «ПрофиТест», цель которой – сопровождение профессионального самоопределения и оказание помощи молодежи в принятии решений в осознанном выборе профессии.

Комплекс онлайн-методик «ПрофиТест» размещен на сайте УО «Республиканский институт профессионального образования».

https://ripo.by

свернуть