Профильный класс педагогической направленности
График проведения профориентационных мероприятий для учащихся профильной группы педагогической направленности на первое полугодие 2024/2025 учебного года
График проведения профориентационных мероприятий для учащихся профильной группы педагогической направленности на первое полугодие 2024/2025 учебного года
Наименование учреждения образования, организации, иное |
Дата и время проведения мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Ответственный исполнитель (ФИО, должность) |
Учреждение образования «Молодечненский государственный музыкальный колледж им.М.К.Огинского |
28.09.2024 |
Встреча с руководством |
Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности |
Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района» |
26.10.2024 |
Практическое занятие |
Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности |
Государственное учреждение «Физкультурно-оздоровительный центр Воложинского района» |
30.11.2024 |
Профориентационная встреча |
Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности |
Лидский колледж Гродненский государственный университет имени Янки Купалы |
28.12.2024 |
Экскурсия по учреждению среднего специального образования |
Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности |
О профильных классах профессиональной направленности
Министерство образования акцентирует внимание, что законодательном в сфере образования определен порядок приема в профильные классы (группы) профессиональной направленности и особенности их функционирования.
Пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерствам образования от 19.09.2022 №322, установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической, иной).
Прием в профильные классы (группы) профессиональной направленности регламентируется Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269.
Таким образом, профильные классы (группы) профессиональной направленности функционируют на III ступени общего среднего образования, прием в данные классы (группы) осуществляется по конкурсу, учащиеся изучают отдельные предметы на повышенном уровне и осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, разработанную профильным министерством (ведомством) и утвержденную в установленном порядке Министерством образования.
Разъяснения по вопросам формирования и функционирования профильных классов профессиональной направленности ранее были даны в письмах Министерства образования от 22.03.2023 № 02-01-14/3381/дс, от 04.05.2023 02-01-14/5198/дс.
Справочно:
В 2023/2024 учебном году в профильных классах (группах) профессиональной направленности обучаются свыше 20 тыс. учащихся, в том числе педагогической направленности – 7932 учащихся, аграрной – 5091 учащийся, военно-патриотической – 3831 учащийся, спортивно-педагогической – 681 учащийся, инженерной – 2583 учащихся, железнодорожной – 122 учащихся.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2024 №197 установлен перечень профессий, на которые выпускники классов (групп) педагогической, аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности могут поступать без вступительных испытаний.
Обращаем внимание, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (пункт 4 статьи 163) учреждение образования ежегодно на основании типового учебного плана соответствующего вида разрабатывает учебный план, который утверждается руководителем по согласованию с учредителем. Учебный план учреждениях образования (пояснительная записка) должен содержать информацию о функционировании профильных классов (групп) профессиональной направленности.
Телеграм-каналы (основные ресурсы)
- официальный телеграм-канал "Педагогические классы";
- республиканский сайт "Педагогические классы", в том числе раздел "ПРОФиль+";
- официальный телеграм-канал "БГПУ";
- интернет-портал БГПУ.
Телеграм-каналы (основные ресурсы)
- официальный телеграм-канал "Педагогические классы";
- республиканский сайт "Педагогические классы", в том числе раздел "ПРОФиль+";
- официальный телеграм-канал "БГПУ";
- интернет-портал БГПУ.
Алгоритм льготного поступления на педагогические специальности (сайт БГПУ)
Учебная программа факультатива "Введение в педагогическую профессию" и материалы методического сопровождения программы
Программа Скачать(.docx)
Методическое сопровождение. Модуль 1 Скачать(.docx)
Методическое сопровождение. Модуль 2 Скачать(.docx)
Методическое сопровождение. Модуль 3 Скачать(.docx)
Методическое сопровождение. Модуль 4 Скачать(.docx)
Как воспользоваться правом льготного поступления на педагогические специальности
ВУЗы Беларуси, где обучают педагогическим специальностям
Нормативное правовое обеспечение
Нормативное правовое обеспечение
1. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы
3. Постановление Министерства образования от 16 марта 2017 года № 21 «Об установлении перечня педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования»
4. О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 21
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения собеседования с абитуриентами из числа лиц, прошедших обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при поступлении на педагогические специальности высшего образования I ступени»
Информация о профильной подготовке педагогической направленности
Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.
Задачи профильной подготовки педагогической направленности:
- мотивировать учащихся на самопознание и развитие своих способностей;
- развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
- создавать условия для анализа учащимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
- способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
- развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
- создавать условия для проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
В Беларуси система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике, появилась в 80-е годы ХХ века. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях.
Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне: БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.
В нашем учреждении образования первый профильный класс педагогической направленности был открыт в 2018/2019 учебном году.
В 2020/2021 учебном году на базе 10 класса открыт ещё один профильный класс педагогической направленности.
Содержание деятельности профильных классов педагогической направленности
- Изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
- Освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Учащиеся на протяжении двух лет посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Миссия педагогов, ведущих факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.
Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).
Содержание Модуля 1 «В мире педагогической профессии» призвано сформировать представление учащихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.
Содержание Модуля 2 «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления учащихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности.
Изучив Модуль 3 «Я в педагогической профессии», учащиеся получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития.
Модуль 4 «Познай самого себя» позволит систематизировать знания учащихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности.
- Педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных классов педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
- Обучение в профильном классе педагогической направленности предполагает создание портфолио «Я – педагог». Оно выступает в качестве инструмента оценки достижений учащихся профильных классов педагогической направленности. В портфолио учащиеся фиксируют результаты своей учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников и т.д. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В этом случае портфолио становится для учащегося формой фиксации собственных удач и достижений.
Портфолио является рабочим инструментом, позволяющим учащемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения, а также помогает определиться с выбором будущей профессии.