Профильный класс педагогической направленности

График проведения профориентационных мероприятий для учащихся профильной группы педагогической направленности на первое полугодие 2024/2025 учебного года

График проведения профориентационных мероприятий для учащихся профильной группы педагогической направленности на первое полугодие 2024/2025 учебного года

 

Наименование учреждения образования, организации, иное

Дата и время проведения мероприятия

Форма проведения мероприятия

Ответственный исполнитель (ФИО, должность)

Учреждение образования «Молодечненский государственный музыкальный колледж им.М.К.Огинского

28.09.2024

Встреча с руководством

Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности

Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района»

26.10.2024

Практическое занятие

Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности

Государственное учреждение «Физкультурно-оздоровительный центр Воложинского района»

30.11.2024

Профориентационная встреча

Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности

Лидский колледж Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

28.12.2024

Экскурсия по учреждению среднего специального образования

Тихонович Татьяна Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности

свернуть

О профильных классах профессиональной направленности

Министерство образования акцентирует внимание, что законодательном в сфере образования определен порядок приема в профильные классы (группы) профессиональной направленности и особенности их функционирования.

Пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерствам образования от 19.09.2022 №322, установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической, иной).

Прием в профильные классы (группы) профессиональной направленности регламентируется Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269.

Таким образом, профильные классы (группы) профессиональной направленности функционируют на III ступени общего среднего образования, прием в данные классы (группы) осуществляется по конкурсу, учащиеся изучают отдельные предметы на повышенном уровне и осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, разработанную профильным министерством (ведомством) и утвержденную в установленном порядке Министерством образования.

Разъяснения по вопросам формирования и функционирования профильных классов профессиональной направленности ранее были даны в письмах Министерства образования от 22.03.2023 № 02-01-14/3381/дс, от 04.05.2023 02-01-14/5198/дс.

Справочно:

В 2023/2024 учебном году в профильных классах (группах) профессиональной направленности обучаются свыше 20 тыс. учащихся, в том числе педагогической направленности – 7932 учащихся, аграрной – 5091 учащийся, военно-патриотической – 3831 учащийся, спортивно-педагогической – 681 учащийся, инженерной – 2583 учащихся, железнодорожной – 122 учащихся.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2024 №197 установлен перечень профессий, на которые выпускники классов (групп) педагогической, аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности могут поступать без вступительных испытаний.

Обращаем внимание, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (пункт 4 статьи 163) учреждение образования ежегодно на основании типового учебного плана соответствующего вида разрабатывает учебный план, который утверждается руководителем по согласованию с учредителем. Учебный план учреждениях образования (пояснительная записка) должен содержать информацию о функционировании профильных классов (групп) профессиональной направленности.

 

свернуть

 Телеграм-каналы (основные ресурсы)

 
В настоящее время ведется активная информационная, консультационная и методическая поддержка педагогических классов в современных медиа. 
 
 Основные ресурсы: 
свернуть

 Телеграм-каналы (основные ресурсы)

 
В настоящее время ведется активная информационная, консультационная и методическая поддержка педагогических классов в современных медиа. 
 
 Основные ресурсы: 
свернуть

Алгоритм льготного поступления на педагогические специальности (сайт БГПУ)

Ссылка на алгоритм и примерные вопросы для собеседования с выпускниками педклассов, поступающими на педагогические специальности учреждений высшего образования Перейти

свернуть

Учебная программа факультатива "Введение в педагогическую профессию" и материалы методического сопровождения программы

Программа Скачать(.docx)

 

Методическое сопровождение. Модуль 1 Скачать(.docx)

Методическое сопровождение. Модуль 2 Скачать(.docx)

Методическое сопровождение. Модуль 3 Скачать(.docx)

Методическое сопровождение. Модуль 4 Скачать(.docx)

свернуть

Как воспользоваться правом льготного поступления на педагогические специальности

ВУЗы Беларуси, где обучают педагогическим специальностям

Нормативное правовое обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

1. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы

2. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2021 № 02-01-18/5177/дс «О функционировании профильных классов профессиональной направленности»

3. Постановление Министерства образования от 16 марта 2017 года № 21 «Об установлении перечня педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования»

4. О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 21

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения собеседования с абитуриентами из числа лиц, прошедших обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при поступлении на педагогические специальности высшего образования I ступени»

свернуть

Информация о профильной подготовке педагогической направленности

Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности:

  • мотивировать учащихся на самопознание и развитие своих способностей;
  • развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
  • создавать условия для анализа учащимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
  • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
  • развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
  • создавать условия для проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

В Беларуси система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике, появилась в 80-е годы ХХ века. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях.

Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне: БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.

В нашем учреждении образования первый профильный класс педагогической направленности был открыт в 2018/2019 учебном году.

В 2020/2021 учебном году на базе 10 класса открыт ещё один профильный класс педагогической направленности.

Содержание деятельности профильных классов педагогической направленности

  1. Изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
  2. Освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Учащиеся на протяжении двух лет посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Миссия педагогов, ведущих факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.

Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).

Содержание Модуля 1 «В мире педагогической профессии» призвано сформировать представление учащихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.

Содержание Модуля 2  «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления учащихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности.

Изучив Модуль 3 «Я в педагогической профессии», учащиеся  получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Модуль 4 «Познай самого себя» позволит систематизировать знания учащихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности.

  1. Педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных классов педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
  2. Обучение в профильном классе педагогической направленности предполагает создание портфолио «Я – педагог». Оно выступает в качестве  инструмента оценки достижений учащихся профильных классов педагогической направленности.  В портфолио учащиеся фиксируют результаты своей учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников и т.д. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В этом случае портфолио становится для учащегося формой фиксации собственных удач и достижений.

Портфолио является рабочим инструментом, позволяющим учащемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения, а также помогает определиться с выбором будущей профессии.

свернуть