Советы психолога

Памятка для родителей «Безопасность ребенка в Интернете»

 

1.Прежде чем позволить ребенку пользоваться интернетом, расскажите ему о возможных опасностях, которые его там подстерегают (вредоносные программы, запрещенные сайты, интернет-мошенники и др.), и их последствиях.

2.Скажите, что если ваш сын или дочь получают «спам» (нежелательную электронную почту неизвестно от кого), чтобы они не верили написанному в письмах и ни в коем случае не отвечали на них. Никогда не открывайте вложения, присланные с подозрительных и неизвестных вам адресов, и научите этому своего ребенка!

3.Объясните ребенку, что он не должен никому в интернете сообщать о себе информацию (номера телефонов, домашний адрес, название  школы), а также показывать свои фотографии или фото семьи, поскольку любой человек может их увидеть и использовать в своих интересах.

4.Научите ребёнка, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн - игры) и в других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

5.Расскажите ребенку о том, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, правда. Некоторые люди в интернете могут быть не теми, за кого себя выдают. Приучите его спрашивать или перепроверять то, в чем он не уверен, обращаться к вам за помощью или советом.

6.Объясните ребенку, что при общении с другими пользователями надо быть вежливым и дружелюбным; если же пользователь ведет себя агрессивно, лучше прекратить с ним общение.

7.Научите ребенка правильно реагировать на обидные слова или действия в интернете. Расскажите ему, как он должен обратиться, если кто-то в интернете его обидел или он натолкнулся на агрессивный контент. Если такое случилось, убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь ребенка.

8.Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без

вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.

9.Не нарушайте сами тех правил, которые должен соблюдать ребенок.

Помните - он во всем берет пример с вас!

10.Будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в интернете. В случае необходимости попросите его научить вас пользоваться приложениями, которыми вы ранее не пользовались. Доверительные отношения с ребенком позволят вам узнать, с какими проблемами он сталкивается в Сети. Однако главное правило, которым вы должны в данном случае руководствоваться - доверяй, но проверяй!

 

Памятка для родителей

«Профилактика интернет-зависимости ребенка»

 

1.Следите за проявлениями симптомов интернет-зависимости, сколько времени ваш ребенок проводит в интернете. Ответьте  на вопрос: каким образом влияет интернет на здоровье ребенка, отношения с семьей и друзьями?

  1. При наличии признаков интернет-зависимости обратитесь за помощью, проконсультируйтесь с педагогом-психологом (контактный тел. 45-4-68). Постоянное, «навязчивое» желание находиться в интернете может быть симптомом различных психологических проблем и заболеваний.
  2. Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
  3. Уважаемые родители, помните, что вы - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
  4. Установите внутрисемейные правила использования интернетом. В них можно оговорить: количество времени, которое ребенок ежедневно проводит в интернете; введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника - 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
  5. Контролируйте нахождение ребенка в интернете. Установите компьютер в общей комнате (гостиной), для того чтобы ребенок был всегда под контролем. Помните, что есть способы, позволяющие проследить, какие страницы интернета интересует ребенок. Современные браузеры обычно ведут журнал последних посещенных сайтов. Обозреватели создают также временные копии страниц, известные как кэш – файл. Осуществляйте «цензуру» компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и интернет в помощь ему. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Если вы заметили, что ребенок начинает играть с персонажами игр, прекратите игру.
  6. Используйте технические средства ограничения доступа в интернет. Помните, что существуют средства фильтрации, которые отрезают доступ к запрещенным сайтам.
  7. Старайтесь сделать досуг ребенка интересным и разнообразным. Попробуйте отвлечь ребенка от компьютера. Запишите его в спортивную секцию, развивающий кружок или на курсы. Выезжайте на экскурсии, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями, приобщайте ребенка к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 

Памятка  составлена педагогом-психологом С.М.Буйко

 

Список используемой литературы:

  1. Безопасность детей в Интернете URL: http://www.microsoft.com/rus/childsafety
  2. Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт.[Электронный ресурс]. URL:http://ideti.org/
  3. Безопасный интернет: для кого и от кого?URL: http://www.mobilereview.

com/articles/2012/kidsafeinet.shtml

  1. Борьба с вредоносными программами http://support.kaspersky.ru/viruses
  2. Дети и интернет, какие опасности скрывает всемирная паутина. / Методическое пособие для родителей.URL:

http://www.pandia.ru/text/77/115/462.php

  1. Детская безопасность в Интернете. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.debotaniki.ru/2012/09/detskayabezopasnostvinternete/

  1. Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен. URL:

http://do.znate.ru/docs/index26385.html

  1. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете http://do.znate.ru/docs/index32759.html

Памятка для родителей «Безопасность ребенка в Интернете»

Памятка для родителей «Безопасность ребенка в Интернете»

 

1.Прежде чем позволить ребенку пользоваться интернетом, расскажите ему о возможных опасностях, которые его там подстерегают (вредоносные программы, запрещенные сайты, интернет-мошенники и др.), и их последствиях.

2.Скажите, что если ваш сын или дочь получают «спам» (нежелательную электронную почту неизвестно от кого), чтобы они не верили написанному в письмах и ни в коем случае не отвечали на них. Никогда не открывайте вложения, присланные с подозрительных и неизвестных вам адресов, и научите этому своего ребенка!

3.Объясните ребенку, что он не должен никому в интернете сообщать о себе информацию (номера телефонов, домашний адрес, название  школы), а также показывать свои фотографии или фото семьи, поскольку любой человек может их увидеть и использовать в своих интересах.

4.Научите ребёнка, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн - игры) и в других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

5.Расскажите ребенку о том, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, правда. Некоторые люди в интернете могут быть не теми, за кого себя выдают. Приучите его спрашивать или перепроверять то, в чем он не уверен, обращаться к вам за помощью или советом.

6.Объясните ребенку, что при общении с другими пользователями надо быть вежливым и дружелюбным; если же пользователь ведет себя агрессивно, лучше прекратить с ним общение.

7.Научите ребенка правильно реагировать на обидные слова или действия в интернете. Расскажите ему, как он должен обратиться, если кто-то в интернете его обидел или он натолкнулся на агрессивный контент. Если такое случилось, убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь ребенка.

8.Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без

вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.

9.Не нарушайте сами тех правил, которые должен соблюдать ребенок.

Помните - он во всем берет пример с вас!

10.Будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в интернете. В случае необходимости попросите его научить вас пользоваться приложениями, которыми вы ранее не пользовались. Доверительные отношения с ребенком позволят вам узнать, с какими проблемами он сталкивается в Сети. Однако главное правило, которым вы должны в данном случае руководствоваться - доверяй, но проверяй!

 

Памятка для родителей

«Профилактика интернет-зависимости ребенка»

 

1.Следите за проявлениями симптомов интернет-зависимости, сколько времени ваш ребенок проводит в интернете. Ответьте  на вопрос: каким образом влияет интернет на здоровье ребенка, отношения с семьей и друзьями?

  1. При наличии признаков интернет-зависимости обратитесь за помощью, проконсультируйтесь с педагогом-психологом (контактный тел. 45-4-68). Постоянное, «навязчивое» желание находиться в интернете может быть симптомом различных психологических проблем и заболеваний.
  2. Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
  3. Уважаемые родители, помните, что вы - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
  4. Установите внутрисемейные правила использования интернетом. В них можно оговорить: количество времени, которое ребенок ежедневно проводит в интернете; введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника - 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
  5. Контролируйте нахождение ребенка в интернете. Установите компьютер в общей комнате (гостиной), для того чтобы ребенок был всегда под контролем. Помните, что есть способы, позволяющие проследить, какие страницы интернета интересует ребенок. Современные браузеры обычно ведут журнал последних посещенных сайтов. Обозреватели создают также временные копии страниц, известные как кэш – файл. Осуществляйте «цензуру» компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и интернет в помощь ему. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Если вы заметили, что ребенок начинает играть с персонажами игр, прекратите игру.
  6. Используйте технические средства ограничения доступа в интернет. Помните, что существуют средства фильтрации, которые отрезают доступ к запрещенным сайтам.
  7. Старайтесь сделать досуг ребенка интересным и разнообразным. Попробуйте отвлечь ребенка от компьютера. Запишите его в спортивную секцию, развивающий кружок или на курсы. Выезжайте на экскурсии, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями, приобщайте ребенка к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 

Памятка  составлена педагогом-психологом С.М.Буйко

 

Список используемой литературы:

  1. Безопасность детей в Интернете URL: http://www.microsoft.com/rus/childsafety
  2. Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт.[Электронный ресурс]. URL:http://ideti.org/
  3. Безопасный интернет: для кого и от кого?URL: http://www.mobilereview.

com/articles/2012/kidsafeinet.shtml

  1. Борьба с вредоносными программами http://support.kaspersky.ru/viruses
  2. Дети и интернет, какие опасности скрывает всемирная паутина. / Методическое пособие для родителей.URL:

http://www.pandia.ru/text/77/115/462.php

  1. Детская безопасность в Интернете. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.debotaniki.ru/2012/09/detskayabezopasnostvinternete/

  1. Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен. URL:

http://do.znate.ru/docs/index26385.html

  1. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете http://do.znate.ru/docs/index32759.html
свернуть

ВНИМАНИЕ: НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 

ВНИМАНИЕ: НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 

Насилие в семье – это отдельная большая тема, которой посвящено множество исследований.

Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, мужчины – сильный пол, реже становятся жертвами насилия. Насилие обычно происходит в семьях с размытыми границами между членами семьи. Страдают от насилия физического, психологического, сексуального обычно самые слабые члены семьи, не способные защитить себя.

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1].

Понятия жестокости и насилия – более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [4].

Насилие – это нарушение чужого поведения (Философский словарь) Нарушать чужое поведение, то есть переходить за установленные человеком и социальными нормами границы общения могут люди, которые вообще плохо чувствуют границы в общении и привыкли агрессивно защищать свои интересы. Главная цель любого насилия: психологического, физического или сексуального – это установление контроля над жертвой.

Основная профилактика насилия:

В супружеских отношениях – это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку – то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.

Как защитить ребенка?

В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест.

Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.

Факторы риска для жестокого обращения с детьми

Психологические факторы риска для родителей

Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители – тираны или хронически – агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [4].

В. Стил [4] подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией.
Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табанова М. П. [4] среди насильников наиболее часты психопаты – 49, 7 %, олигофрены – 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы – 63%.

Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции).

Напряжение – отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.

Острое насилие – всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина обычно заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия. Но тем не менее острое насилие существует потому, что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращения в милицию, за медицинской помощью. На этой стадии женщине необходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать-уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей.
Обычно встречается два способа реагирования на насилие. Кто-то впадает в оцепенение и не может себя защитить, кто-то громко зовет на помощь и оказывает активное сопротивление. В качестве профилактики повторных случаев насилия, нужно обсудить с жертвой. как активно она может себя защищать, к кому можно обращаться за помощью: взрослые, люди на улице, органы милиции и так далее.

Образы, связанные с насилием могут еще долго преследовать человека и оказывать влияние на его жизнь и самочувствие, поэтому для лечения и профилактики посттравматического стрессового расстройства нужна работа с психологом.

 

свернуть

ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ

ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ
(Что делать в трудных жизненных ситуациях?)

Знай, что безвыходных ситуаций не бывает!

Не поддавайся панике, не предпринимай скоропалительных решений.

Не принимай необдуманных решений.

Обдумай все возможные пути выхода из сло­жившейся ситуации, все возможные варианты.

Не держи всё в себе, выплесни на­ружу боль и страдание.

Расскажи о своих проблемах тем, кому ты доверяешь: другу (подруге), однокласснику, матери, отцу, родственникам, учителю.

Не отказывайся от помощи близких людей, друзей.

Помни, любой кри­зис рано или поздно заканчивается, проблема решается.

Как известно, любое развитие, движение человека вперед предполага­ет наличие кризисов, проблем.

Поставь перед собой цель: чего бы ты хотел в жизни добиться, кем стать – и иди к ней.

Подумай, какие жизненные перспективы тебя ждут впереди.

Учись видеть вокруг себя побольше хорошего.

Жизнь прекрасна, радуйся каждому дню.

Дари радость близким, люби их, совершай хорошие поступки и

БУДЬ СЧАСТЛИВ!

свернуть

Негативная оценка деятельности ребенка.

Советы психолога родителям


Негативная оценка деятельности ребенка.
Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.

Следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. («Ты сделал плохо», а НЕ «Ты плохой»). В противном случае у ребенка формируется комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

Родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм, эгоизм, зависть.
Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно, лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

Взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения. Разговор «сверху вниз» с детьми приводит к тому, что дети в свою очередь также «сверху вниз» говорят с родителями.

Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказание невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

Основная задача семейного воспитания - помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
- внимательно слушайте ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе.
- Проявлять мысли и чувства без агрессивности, родители должны честно говорить о том, что они испытывают и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
Дети учатся жить у жизни.

А ЗНАЕТЕ, ВЫ, ЧТО ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть