Выпускнику 2024

В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки – с 1 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

 

 

Выпускные экзамены для 9-х и 11-х классов

РАСКЛАД кансультацый

РАСКЛАД кансультацый па вучэбных прадметах, па якіх праводзяцца выпускныя экзамены па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024  навучальным годзе 

 

 

Дата

Вучэбны прадмет

Час

правядзення

Кабінет

Прозвішча і ініцыялы настаўніка

31.05.2024

гісторыя Беларусі

1200 – 1400

9

Вайшнаровіч І.А.

01.06.2024

беларуская мова

1500 – 1700

9

Гардынец А.М.

04.06.2024

руская мова

0900 – 1100

9

Гіль Т.Ч.

06.06.2024

матэматыка

1000 – 1200

9

  Аль Н.М.

свернуть

РАСКЛАД выпускных экзаменаў

РАСКЛАД выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе

 

Дата

Пачатак экзамену

Вучэбны прадмет

Форма правядзення экзамену

Кабінет

1 чэрвеня

 

9.00

гісторыя Беларусі

у вуснай форме

 

9

3 чэрвеня

           

9.00

беларуская мова

у пісьмовай форме

(пераказ)

9

5 чэрвеня

9.00

руская мова

у пісьмовай форме

(пераказ)

9

7 чэрвеня

9.00

матэматыка

у пісьмовай форме

(кантрольная работа)

 

9

свернуть

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по истории Беларуси

Рекомендации

по подготовке к устному экзамену по истории Беларуси

  • Повторяй материал по вопросам.
  • Читая материал, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа.
  • Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
  • Трудность запоминания растет непропорционально объему.
  • Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
    • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
    • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
    • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
    • Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%.
    • Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, помечайте опорные слова.
    • Беречь глаза! Делать перерыв каждые 20-30 минут (поднять глаза, посмотреть вдаль)
    • Минимум телевизионных передач!
    • За день до начала экзамена постарайся ничего ни делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся –"Не наелся - не налижешься".
    • Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
    • Перед входом в класс приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Входи в класс с уверенностью, что все получится.

 

Успехов!

свернуть

Як пісаць пераказ

Як пісаць пераказ

  1. Падчас першага чытання тэксту звярніце увагу на яго моўныя асаблівасці, структуру. Трэба пастарацца вылучыць мастацкія сродкі. Самае важнае зразумець - што хацеў сказаць аўтар? Падчас першага прачытання тэксту звычайна не рэкамендуюць што-небудзь пісаць, а вось пасля - запісаць асноўныя, ключавыя словы і словазлучэнні для раскрыцця асноўнай думкі, прычым пакідаць паміж імі вялікую пустую прастору, каб потым можна было ўпісаць яшчэ. Адразу вызначце стыль (мастацкі, навуковы, публіцыстычны, афіцыйна-дзелавы, гутарковы). Частай памылкай зяўляецца менавіта змена стылю пры напісанні пераказу.

!!! Калі пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветліце              іх значэнне  (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якіх невядома,  робяцца памылкі).

  1. Наступнай важнай задачай зяўляецца вызначэнне тыпу маўлення: апісанне, апавяданне, разважанне. Пры апісанні вызначце прадмет і яго прыкметы, якія выбраны аўтарам як характэрныя. Калі гэта апавяданне, то як пачынаюцца падзеі, якая кульмінацыя (самае напружанае сюжэтнае дзеянне) і развязка. Пры разважанні неабходна дакладна выявіць тэзіс, доказы і выснову.
  2. Пасля першага праслухоўвання можаце накідаць план тэксту. Чым падрабязней ён будзе, тым лягчэй вам  будзе аднавіць зыходны змест. Дзякуючы плану будуецца лагічная схема пісьмовай працы.

!!! Не трэба:

–     старацца запісаць як мага больш слоў, словазлучэнняў, сказаў,   бо гэта парушае цэльнасць успрымання;

–     намагацца запомніць складаныя сінтаксічныя канструкцыі.

  1. Галоўная мэта другога праслухоўвання - канкрэтызацыя першапачатковых уражанняў. Запішыце ключавыя словы і словазлучэнні, пастарайцеся прасачыць развіццё кожнай мікратэмы. У пакінутыя пустоты ўпішыце словы, якія будуць удакладняць змест. Пасля завяршэння паўторнага чытання прыступайце да напісання чарнавога варыянту  пераказу.
  2. Пры напісанні тэксту абавязкова выкарыстоўвайце мастацкія  абароты і эпітэты. Адной з самых распаўсюджаных памылак у напісанні пераказу лічыцца паўтор адных і тых жа слоў. Каб пазбегнуць гэтай непрыемнасці, уважліва перачытайце напісаны тэкст і замяніце словы, якія паўтараюцца, сінонімамі, а таксама выключыце лішнія словазлучэнні .
  3. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні. Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка або ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы. Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).
  4. Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам. Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое–небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік. 

Звярніце ўвагу на:

  • правапіс о, э, а (ы), а таксама е, ё, я;
  • напісанне прыслоўяў і спалучэнняў, блізкіх да прыслоўяў;
  • ужыванне часціц не, ні;
  • напісанне часціцы не з рознымі часцінамі мовы;
  • напісанне прыназоўнікаў (прыназоўніка с не бывае).

Для таго, каб правільна паставіць знак прыпынку, трэба высветліць яго ролю ў сказе (раздзяляе аднародныя члены, часткі простага сказа, ставіцца на месцы пропуску выказніка і г.д.).  Злучнікі, якія сустракаюцца ў тэксце, - гэта своеасаблівыя “падказкі”, якія дапамогуць у прыняцці правільнага рашэння.

 

свернуть

Рекомендации учащимся по подготовке к экзамену по математике

Рекомендации учащимся по подготовке к экзамену по математике

 ПОМНИТЕ!

 Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

Не допускайте формального усвоения программного материала.

Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

ПОМНИТЕ!

Вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно          ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ,           и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах,          не говоря, уже о более значительных успехах.

Задавайте своему учителю любые вопросы, которые могут возникнуть перед экзаменом.

 Учитель конечно не скажет вам, что будет на экзамене, но сможет правильно направить вас. Он  не только покажет как решить задачу,              но и если он видит вашу заинтересованность и знает вас лично, захочет вам больше помогать в будущем.

Выделите вопросы, которые вызвали у вас затруднения и задайте их учителю, который всегда рад вам помочь.

Делайте домашнюю работу.

         Некоторые занятия предполагают обязательное выполнение дома наиболее полезных, по мнению преподавателя, задач или по вашему желанию. Многие задания практически один в один похожи на домашние задания; иногда они могут быть идентичными.

Сохраняйте ваши решения. Соберите листы с решениями и домашние задания в отдельную папку.

Решайте столько, сколько можете так вы будете более подготовлены ко всем вариантам решений на экзамене.

Попробуйте найти несколько решений задач. 

Например, в системе уравнений вы можете найти решение методом подстановки, сложения/вычитания или графическим методом. Графический способ подходит, когда ответ легко высчитывается и есть возможность получить точный ответ. Но если вы не можете им воспользоваться, воспользуйтесь оставшимися двумя методами. Это лучше, чем сконцентрироваться на одном методе, который вряд ли даст нужный ответ.

Всегда полезно понимать, как формула работает, нежели просто           ее запомнить. Также формулы легче запомнить, если запомнить несколько базовых формул.

Начинайте готовиться за два месяца до экзамена. 

Не ждите последней ночи. Чтобы не нервничать перед экзаменом,         а расслабиться. Обязательно поспите, что также поможет усвоить материал.

Повторяйте материал весь день до экзамена.

Советы

  • Успокойтесь и мыслите позитивно, будьте уверены, что у вас получится.
  • Будьте уверенны, что когда вы понимаете приблизительно суть вопроса - это еще не значит, что вы можете решить его. Вам нужно понимать его и если есть малейшие сомнения в решении, вы должны спросить или уточнить у учителя.
  • Если вы считаете математику скучной и даже наказанием, то возможно вам следует сделать перерыв или как-то стимулировать себя. Например, пообещайте себе любимое блюдо или просмотр телешоу                и т.д. после 20 решенных задач.
  • Решайте задачи. Это поможет вам понять на практике действие формул. Вы можете попрактиковаться на задачах, которые вам дали. Прорешайте несколько задач, даже если вы не знаете ответа и дайте их кому-нибудь проверить.
  • Не полагайтесь только на вашего учителя в понимании теории или задачи. У вас никогда не будет хорошего результата, если вы не будете работать самостоятельно. Вы можете лишь почувствовать некоторую неприязнь по отношению к себе, когда не сможете подвести свой уровень знаний к решению необходимых задач. Постарайтесь решить все от начала до конца. Некоторые задачи так запутаны, что легче их запомнить, так что отметьте их и постоянно повторяйте перед экзаменом, пока задача хорошо не запомнится.
  • Начните учить тогда, когда у вас есть время, чтобы посещать консультации преподавателей. Если вы начнете учить слишком поздно, вы можете оставить себя без дополнительных источников информации.
  • Математика должна нравиться. Вам должно нравиться заниматься математикой и решать задачи.
  • Убедитесь, что вы много пьете воды и достаточно перекусываете. Это поможет вашим мозгам быть в тонусе.
  • Не решайте все за один раз. Делайте перерывы и давайте информации усвоиться, а затем снова приступайте к решению задач.
  • Не подсматривайте в ответы пока не решите задачу. Помучайте задачу некоторое время - это может помочь вам взглянуть на проблему с новой стороны. Но если вам в конце концов все равно, подсмотрите              в ответы.
  • Не поддавайтесь искушению использовать калькулятор при решении задач. На самом деле, вы должны практиковать основы сложения, вычитания, умножения и деления. Практикуйте их как можно чаще. Тем не менее, как только вы приступите к более сложным вычислениям, вероятно, вам придется воспользоваться калькулятором.
  • Пытайтесь не просто найти примеры задач, которые похожи на вашу. Постарайтесь понять все этапы решения.  Помните, что в задачах всегда есть несколько подсказок.

 

 

свернуть

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Практические советы ученику

Знаешь ли ты, какой тип памяти у тебя наиболее развит? Если нет, попробуй обратиться за помощью к психологу или займись самоанали0зом, выполни несколько психологических тестов. Ты лучше запоминаешь информацию зрительно, когда читаешь что-то, или на слух, или когда записываешь то, что нужно запомнить?

Помни: при написании изложения тебе придётся воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Возможно, это будет запоминание сюжета предполагаемого текста (если это повествование), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение). В настоящее время для сжатой, контурной передачи информации широко используют прием запоминания ключевых слов. Он предполагает, что запоминаются основные, значимые слова текста, которые образуют словесный и смысловой каркас всего высказывания. Попробуй воспользоваться этим приемом, потренируйся, выясни точно, подходит ли он тебе.

Запомни, что изложение не ставит основной целью проверку твоих способностей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача – выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты грамотно передать предложенное содержание. Это значит, что не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно запомнить слова текста. Запоминай содержание и настроение текста.

Известно, что один и тот же смысл бывает по-разному выражен словесно. Из этого следует, что важно запомнить содержание и стилистические особенности предлагаемого текста, поэтому неправильным следует признать такую передачу текста, где нарушена стилистическая ткань.

Помни о том, что существует оперативная и долговременная память. Далеко не все способны тут же воспроизводить только что услышанное. Некоторым людям нужно, чтобы прошло какое-то время, поэтому не пугайся, если после прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запомнил. Не торопись, ты сможешь постепенно всё вспомнить.

Тексты изложений подобраны с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на основные правила русской орфографии и пунктуации. Поэтому не забудь повторить их.

 

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 февраля 2024 г. № 15

Университетские олимпиады

«Горячая телефонная линия» приемной комиссии учреждений высшего образования

О выдаче характеристики

Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

Университетские олимпиады

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

свернуть

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

свернуть

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

свернуть

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

свернуть

Итоговые испытания в 2023/2024 учебном году

Итоговые испытания

в 2023/2024 учебном году

 

В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки –

с 1 по 10 июня 2024 г.,

в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г.

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

 

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

 

свернуть

ШКАЛА перевода результатов ЦЭ (100-бальная система) в отметку для аттестата (10-бальная система)

Спецификации экзаменационных (тестовых) работ по учебным предметам для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году

Спецификации экзаменационных (тестовых) работ по учебным предметам для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году

Русский язык

Белорусский язык

Физика

Математика

Химия

Биология

Английский язык

Немецкий язык

Испанский язык

Французский язык

История Беларуси

Обществоведение

География

Всемирная история (новейшее время)

Китайский язык

свернуть

Графік дзяжурства настаўнікаў у час  правядзення  выпускных экзаменаў

Графік дзяжурства настаўнікаў у час  правядзення  выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2022/2023 навучальным годзе

 

Дата

Вучэбны прадмет

Час дзяжурства

Прозвішча, імя, імя па бацьку дзяжурнага настаўніка

1 чэрвеня

беларуская мова

830-1330

Міхалоўская Н.М.

3 чэрвеня

гісторыя Беларусі

830-1330

Крымоўская В.А.

5 чэрвеня

руская мова

830-1330

Зюзькевіч В.У.

7 чэрвеня

матэматыка

830-1330

Татур В.А.

 

 

свернуть

СКЛАД экзаменацыйных камісій для правядзення  выпускных экзаменаў

СКЛАД

экзаменацыйных камісій для правядзення  выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2022/2023 навучальным годзе

 

 

Дата

 

Клас

Вучэбны прадмет

Склад экзаменацыйнай камісіі

 

Пасада

 

Спецыяль -

насць

 

Кваліфіка-

цыйная катэгорыя

 

Прозвішча, імя,

імя па бацьку

1

чэрвеня

IX

 

 

 

 

беларус-кая мова

старшыня

 

Мароз М.І.

дырэктар

педагогіка і методыка пачатковага навучання

першая

члены камісіі:

Гардынец А.М.

настаўнік

беларуская мова і літаратура,

сусветная і

айчынная

культура

першая

Гіль Т.Ч.

настаўнік

беларуская мова і літаратура,

руская мова і літаратура

першая

3 чэрвеня

IX

гісторыя Беларусі

старшыня

 

Мароз М.І.

дырэктар

педагогіка і методыка пачатковага навучання

першая

члены камісіі:

Буйко С.М.

настаўнік

гісторыя

першая

Вайшнаровіч І.А.

настаўнік

гісторыя

першая

5

чэрвеня

IX

руская мова

старшыня

Мароз М.І.

дырэктар

педагогіка і методыка пачатковага навучання

першая

члены камісіі:

Гіль Т.Ч.

настаўнік

беларуская мова і літаратура,

руская мова і літаратура

першая

Рубан Л.І.

настаўнік

беларуская мова і літаратура, руская мова і літаратура

першая

7

чэрвеня

IX

матэматыка

старшыня

Мароз М.І.

дырэктар

педагогіка і методыка пачатковага навучання

першая

члены камісіі:

Аль Н.М.

настаўнік

матэматыка, інфарматыка

першая

Яцына Т.І.

настаўнік

матэматыка

першая

 

свернуть

План работы  з вучнямі ІХ класа у перыяд з 26 мая па 31 мая 2023 

План работы  з вучнямі ІХ класа

у перыяд з 26 мая па 31 мая 2023 

№ п/п

Назва мерапрыемства

Дата

Месца правядзення

Час

Адказны

1.

Кансультацыя па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Беларуская мова”

 

26.05.

2023

Кабінет

№ 11

11.00-11.45

Гардынец А.М., настаўнік беларускай мовы і літаратуры

2.

Круглы стол “Мой выбар будучай прафесіі”

Кабінет

№ 9

12.00-12.45

Садоўская С.І.,

класны кіраўнік

3.

 

Кансультацыя па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі”

 

27.05.

2023

Кабінет

№ 11

10.00-11.00

Буйко С.М., настаўнік гісторыі

4.

Прафарыентацыйная экскурсія “Праца маіх землякоў”

аг.Багданаў

11.15-12.15

Садоўская С.І.,

класны кіраўнік

5.

Кансультацыя па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Русский язык”

 

29.05.

2023

Кабінет

№ 11

10.00-11.00

Гіль Т.Ч., настаўнік рускай мовы і літаратуры

6.

Прафарыентацыйная гульня “Асацыяцыя”

Кабінет

№ 11

11.00-12.00

Крымоўская В.А., педагог-арганізатар

7.

Кансультацыя па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Матэматыка”

 

30.05.

2023

Кабінет

№ 11

9.00-9.45

Аль Н.М., настаўнік матэматыкі

8.

Працоўная акцыя “Помнік”

аг.Багданаў

(Абеліск)

10.00-10.45

Крымоўская В.А., педагог-арганізатар

 

9.

Кансультацыя па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Беларуская мова”

 

31.05.

2023

Кабінет

№ 9

10.30-12.30

Гардынец А.М., настаўнік беларускай мовы і літаратуры

 

10.

Круглы стол “На экзамены-без страху”

Кабінет

№ 9

13.00- 13.45

Ціхановіч Т.С., намеснік дырэктара па асноўнай дзейнасці

 

Намеснік дырэктара

па асноўнай дзейнасці

Т.С.Ціхановіч

 

свернуть

РАСКЛАД кансультацый

РАСКЛАД

кансультацый па вучэбных прадметах, па якіх праводзяцца выпускныя экзамены па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2022/2023 навучальным годзе 

 

 

Дата

Прадмет

Час

правядзення

Кабінет

Прозвішча і ініцыялы настаўніка

31.05.2023

беларуская мова

1030 – 1230

9

Гардынец А.М.

02.06.2023

гісторыя Беларусі

1030 – 1230

9

Буйко С.М.

03.06.2023

руская мова

1500 – 1700

9

Гіль Т.Ч.

06.06.2023

матэматыка

1030 – 1230

9

  Аль Н.М.

свернуть

РАСКЛАД выпускных экзаменаў

 

РАСКЛАД

выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2022/2023 навучальным годзе

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену

Кабінет

1 чэрвеня

           

9.00

беларуская мова

у пісьмовай форме

(пераказ)

9

3 чэрвеня

           

9.00

гісторыя Беларусі

у вуснай форме

 

9

5 чэрвеня

9.00

руская мова

у пісьмовай форме

(пераказ)

9

7 чэрвеня

9.00

матэматыка

у пісьмовай форме

 

9

 

свернуть

«Гарачыя» тэлефонныя лініі

«Гарачыя» тэлефонныя лініі:

Па пытаннях арганізаванага завяршэння 2022/2023 навучальнага года, арганізацыі і правядзення выпускных экзаменаў працуе «гарачая» тэлефонная лінія:

 

у галоўным упраўленні па адукацыі Мінскага аблвыканкама

па тэлефоне 8 017 500 42 26,

 

ва ўпраўленні па адукацыі, спорце і турызме Валожынскага райвыканкама:

па тэлефоне 80177255693,

 

у дзяржаўнай установе адукацыі «Багданаўская сярэдняя школа»:

 

       80177263768- Ціхановіч Таццяна Сяргееўна, намеснік дырэктара па асноўнай дзейнасці.

свернуть

Горячая телефонная линия

Горячая телефонная линия

На период с 27 января по 28 апреля 2023 года в Министерстве образования организована «горячая телефонная линия» по вопросам организации и проведения централизованного экзамена и вступительной кампании в учреждения высшего образования.

🔻Режим работы в будние дни – с 14.00 до 18.00.
☎Телефон (017) 222 43 12

свернуть

Централизованный экзамен в вопросах и ответах

О перечнях наиболее востребованных экономикой специальностей

Централизованный экзамен/Централизованное тестирование

Для поступления в ВУЗ выпускникам 2023 года необходимо будет предоставить в приёмную комиссию результаты двух ЦЭ (одно из них обязательно - русский или белорусский язык) и одного ЦТ. Набранные баллы суммируются с баллами аттестата: с итоговой суммой баллов абитуриенты участвуют в конкурсе на поступление. Больше одного ЦТ в год окончания школы сдавать нельзя! Выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ. Предметы, по которым необходимо сдать ЦЭ/ЦТ для поступления на ту или иную специальность, указаны на сайтах ВУЗов. 

Централизованный экзамен вводится с 2023 года и является новой формой выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, которая призвана снизить нагрузку на выпускников школ, поступающих в учреждения высшего образования.  

Учащиеся XI класса будут сдавать ЦЭ по двум учебным предметам:

  • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);
  • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося).

Централизованное тестирование пройдёт в срок с 14 июня по 6 июля 2023. Через неделю после последнего ЦТ начнётся выдача сертификатов, в которых будет указано количество баллов, набранных абитуриентом, - максимум 100 по каждому предмету. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине, подтверждённой документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день (в период с 8 по 12 июля).

Выпускники 2023 года смогут сдать ЦТ только по ОДНОМУ ПРОФИЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ!

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ЦТ и ЦЭ?

Регистрация на ЦЭ пройдёт в период с 1 по 20 апреля 2023. Зарегистрирует учащихся комиссия, созданная в учреждении образования. Изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов после регистрации будет невозможно. Регистрация на ЦТ осуществляется самими учащимися в срок с 10 мая по 1 июня 2023. Выбирается учебный предмет и пункт тестирования. Зарегистрироваться и оплатить ЦТ можно через интернет, однако за пропуском придётся съездить лично. Без пропуска вас не допустят к прохождению тестирования. Пропуск с отметкой "Тестирование прошёл" сохраняется до получения сертификата. 

КАКИЕ ЗАДАНИЯ БУДУТ НА ЦТ и ЦЭ?

Централизованный экзамен будет проводиться в форме ЦТ, таким образом, задания на ЦЭ и ЦТ будут идентичны. Министерство образования Республики Беларусь ежегодно утверждает спецификации тестов ЦТ. В спецификациях прописаны темы, которые необходимо изучить, количество и уровень сложности заданий, а также структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету. 

Утверждённые спецификации тестов на 2023 год будут опубликованы в ближайшее время, однако уже известно, что структура заданий на ЦТ (и, соответственно, на ЦЭ) претерпела существенные изменения по сравнению с прошлым годом: часть А уменьшена до 35-45%, часть Б увеличена до 55-65%.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЦТ и ЦЭ?

Подготовиться к ЦТ и ЦЭ поможет обучение в профильном классе, факультативные занятия, специальные видеоуроки (см. внизу статьи), а также самостоятельная проработка тестов. Рекомендуем тестовые материалы РИКЗ и тесты онлайн от преподавателей образовательного центра "Адукар". По содержанию и сложности тесты аналогичны тем, что даются на централизованном тестировании. Важную роль играет также участие в репетиционном тестировании.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РЕПЕТИЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ?

Репетиционное тестирование поможет вам подготовиться к ЦТ и ЦЭ, причём не только в плане знаний, но и психологически, что не менее важно. Участники РТ получают возможность оценить свои возможности, прочувствовать атмосферу тестирования, научиться правильно заполнять бланки. РТ проходит в три этапа на базе школы. Первый этап прошёл с 14 по 17 ноября 2022 года. Второй этап состоится в январе-феврале 2023 года (вам сообщит о нём классный руководитель).

КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЦТ?

Результат теста обрабатывается в среднем в течение 10 рабочих дней, после чего его можно бесплатно узнать на сайте РИКЗ, указав номер и серию паспорта и номер бланка ответов (записывается в пропуск во время ЦТ). Подключение платной услуги по SMS-информированию позволит вам узнать результат вашего теста на 1-1,5 часа раньше, чем он будет размещён на сайте. В 2022 году стоимость платной услуги составила 2,5 бел. руб.  

КАК ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ и ЦТ?

Выдача сертификатов ЦЭ пройдёт непосредственно в школе, а за сертификатом ЦТ придётся съездить в пункт тестирования. Выдача сертификатов ЦТ начинается примерно через неделю после последнего теста (лично абитуриентам при предъявлении паспорта, аттестата и пропуска на ЦТ). 

СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ/ЦТ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ДОКУМЕНТАМИ ПОДАЮТСЯ В ПРИЁМНУЮ КОМИССИЮ ВУЗА. 

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 2023 ГОДУ ТАКЖЕ БУДУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ СЕРТИФИКАТЫ ЦТ-2022.

МОЖНО ЛИ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ?

Выпускники школ, поступающие в соответствии с договором о целевой подготовке на сельскохозяйственные специальности, зачисляются на эти специальности без экзаменов. Договор о целевой подготовке не только гарантирует рабочее место, но и предусматривает ежемесячную выплату стимулирующего характера к основной стипендии.

Стать студентами без сдачи вступительных экзаменов также имеют возможность медалисты, победители олимпиад (в том числе университетских, в которых смогут принять участие учащиеся XI классов) и некоторые другие категории абитуриентов.

свернуть

График проведения ЦТ по учебным предметам в 2022 году. Резервные даты ЦТ

График проведения ЦТ по учебным предметам в 2022 году. Резервные даты ЦТ

 

29 марта Министерством образования принято постановление № 58 «О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2022 году».

Документом определен график проведения централизованного тестирования (ЦТ):

  • 14 июня – белорусский язык;
  • 16 и 17 июня – русский язык;
  • 19 июня – обществоведение;
  • 21 и 22 июня – математика;
  • 24 июня – биология;
  • 26 июня – иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский);
  • 28 июня – химия;
  • 30 июня – физика;
  • 2 июля – история Беларуси;
  • 4 июля – география;
  • 6 июля – всемирная история (новейшее время).

Определены также резервные дни проведения ЦТ:

  • 12 и 14 июля – по белорусскому и русскому языкам;
  • 12 и 16 июля – по остальным предметам.

Документом установлен перечень учреждений образования в каждой из областей и городе Минске, определенных пунктами проведения ЦТ и пунктами регистрации для его прохождения.

Постановлением определены:

  • время работы пунктов регистрации для прохождения централизованного тестирования – с 9.00 до 19.00 (в субботние дни (14, 28 мая, 2 июля) – с 9.00 до 18.00);
  • сроки регистрации абитуриентов для прохождения централизованного тестирования в резервные дни – с 2 по 7 июля;
  • время начала ЦТ в основные и резервные дни – 11.00.

База данных абитуриентов формируется посредством автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк данных участников централизованного тестирования».

свернуть

Рекомендации сдающим экзамены

Рекомендации сдающим экзамены

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.

Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

 Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

 Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.

Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.

Желательно заставить себя просыпаться пораньше.

Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.

В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.

Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.

Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

  • Лучшему запоминанию способствует морковь.

  • От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.

  • Орехи – для выносливости.

  • Клубника и бананы помогут снять стресс.

  • Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.

  • Улучшает кровоснабжение мозга черника.

  • Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

  • А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.

Запоминание и усвоение материала

 

Первый просмотр материала.

  • Повторение наиболее существенных фактов.

  • Выявление основных идей и их взаимосвязей.

  • Составление плана.

1.  Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2.  Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.

3.  Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.

4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5.  Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6.  Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:

  • при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;

  • при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.

Шпаргалки

Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму!

Шпаргалки хороши тем, что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам мешать сосредоточиться и лучше ответить.

Способ 1. Шпаргалки и техника.

Заранее продуманный текст начитывается на кассету. Наушник маскируется пышной прической. Необходим пейджер. В разгар экзамена пищит сигнал. На экране сообщение от бабушки. Показываете экзаменатору, выходите, а там…

Способ 2. Шпаргалки от Версаче.

Шов пояса юбки или брюк разрезается вдоль и при помощи нитки и иголки делится на кармашки соответствующие количеству билетов.

Примечание: в этом варианте необходимо иметь квалификацию портного и фокусника средней руки.

Народные приметы

Спать, положив тетрадь или учебник под подушку.
Брать билет левой рукой, стоя на правой ноге, держа язык за щекой.
Кому-нибудь из родных во время твоего экзамена держаться левой рукой за правое уха, ни на секунду не отпуская.
Накануне потрясти тетрадью с конспектами у открытого окна со словами «Ловись, халява, большая и маленькая» и т.д.

Приметы помогают уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

На экзамене

Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.

На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.

Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.

Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.

Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.

Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.

Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.

Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.

А если провалился?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.

Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.

Помни – не ошибается тот, кто ничего не делает!

А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:

  • не паникуете и не пьёте валерьянку вёдрами;

  • улыбаетесь;

  • готовились долго и усердно;

  • высыпаетесь;

  • и все эти советы вам не к чему;

Успехов вам и удачи!

свернуть

Абитуриенту 2023

Об особенностях завершения учебных занятий, окончания2022/2023 учебного года

Об особенностях завершения учебных занятий, окончания

2022/2023 учебного года

На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:

учебные занятия завершаются 31 мая, а для учащихся IX и XI (XII) классов – 25 мая;

учебный год завершается 31 августа.

свернуть

О проведении итоговой аттестации в 2022/2023 учебном году

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________А.В. Кадлубай

«2» февраля 2023 г.

 

О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программыспециального образования на уровне общего среднего образования

  1. Об особенностях завершения учебных занятий, окончания2022/2023 учебного года

На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:

учебные занятия завершаются 31 мая, а для учащихся IX и XI (XII) классов – 25 мая;

учебный год завершается 31 августа.

Обращаем внимание, что с учетом постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году» освоение содержания учебных программ для учащихся XI (XII) класса завершаются:

12 мая

по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

19 мая

по учебным предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи в качестве второго централизованного экзамена

25 мая

по всем учебным предметам, по которым учащиеся не сдают централизованные экзамены

Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IXклассов (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования), XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования,проводятся 25 мая 2022 г.

  1. Об особенностях организации образовательного процесса во втором полугодии для учащихся IX и XI (XII) классов

В IX и XI (XII) классах необходимо скорректировать календарно-тематическое планирование изучения всех учебных предметов с учетом сроков полного освоения содержания учебных программ, указанных в п. 1 настоящего письма.

При необходимости в IV четверти в расписание учебных занятий по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Русский язык» и «Русская литература» вносятся изменения: до 12 мая уроки литературы могут быть заменены уроками языка, после 14 мая – уроки языка, соответственно, уроками литературы.

Обращаем внимание, что учебныепрограммыпо учебнымпредметамдля IX, XI классов построены так, что основной учебный материал может быть усвоен учащимися в течение 34 учебных недель. Учитель имеетправо перераспределить количество часов на изучение тем в пределахобщего количества, установленного на изучение содержания учебногопредмета в соответствующем классе, используя педагогически целесообразные методы обучения ивоспитания, разнообразные формы проведения учебных занятий.

В помощь учителю разработаны рекомендации по корректировке календарно-тематического планирования по учебным предметам в IX, XI классах учреждений общего среднего образования (во втором полугодии 2022/2023 учебного года) с учетом сроков завершения учебных занятий. Рекомендацииразмещенына национальном образовательном портале (Главная/Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год/Общее среднее образование/Учебные предметы. V-XI классы).

В период с 22 по 25 мая в XI (XII) классах:

проводятся учебные занятия по всем учебным предметам в соответствии с расписанием учебных занятий. По учебным предметам, по которым учащиеся сдали централизованный экзамен, рекомендуется провести уроки систематизации и обобщения, уроки-практикумы;

проводится квалификационный экзамен по профессиональной подготовке для учащихся XI (XII)классов, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне.

С 26 мая по 9 июня в учреждениях общего среднего образования необходимо организовать консультации по подготовке к централизованному тестированию; классным руководителям – проведение мероприятий совместно с педагогом-психологом, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, руководителем физического воспитания, библиотекарем.

  1. Об основных сроках итоговой аттестации по завершении учебных занятий в 2022/2023 учебном году (далее – по итогам учебного года)

На основании положений главы 5 (Условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования) Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в редакции от 30 декабря 2022 г. № 509) «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (далее – Правила проведения аттестации), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году»:

аттестация учащихся IX классапо всемучебным предметампо итогам учебного года проводится до 25 мая;

аттестация учащихся XI (XII) классапоучебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» по итогам учебного года проводится до 12 мая;

аттестация учащихся XI (XII) класса,которые в соответствии со своим выбором сдают централизованный экзамен по одному из следующих учебных предметов «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», по итогам учебного года проводитсядо 19 мая;

аттестация учащихся XI (XII) класса по учебным предметам, по которым они не сдавали централизованный экзамен, а также по иным учебным предметам, по которым не предусмотрены итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, проводится до 25 мая.

  1. О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

  1. Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что постановлением Министерства образования от 30 декабря 2022 г. № 509 внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, в том числе и в категории учащихся, которые могут быть освобождены от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов. Так, данным постановлением предусмотрена возможность освобождения от выпускных экзаменов на II ступени общего среднего образования, от выпускных и централизованных экзаменов на III ступени общего среднего образования учащихся,которые обучались на дому.

Для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен подают руководителю учреждения образования заявление.

Централизованный экзамен сдается в такой же форме как и централизованное тестирование, поэтому, если учащийся решает написать заявление об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2023 году проходить регистрацию на централизованное тестирование. Обращаем внимание, что проект соответствующего нормативного правового акта в настоящее время  проходит процедуру принятия и после его подписания будет размещен на сайте Министерства образования. Окончательное решение будет доведенодополнительно.

  1. О проведении в 2022/2023 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образованияпроводятся в видевыпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г. (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки).

6.1. Выпускные экзамены для учащихся,осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, для учащихся первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержаниеобразовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык»изложение в письменной форме(отводится4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа вписьменной форме(отводится4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

6.2. Учащиеся гимназии-колледжа искусствдополнительно сдают выпускной экзаменпо выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме.

6.3. Выпускные экзамены для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык»или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

При проведении выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся с нарушением слуха второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната по их желанию разрешается подготовить ответы в письменном виде (п.4 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

6.4. Выпускные экзамены для учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык»или «Русский язык»(по выбору учащегося) – диктант(отводится 1 астрономический час) или изложение (отводится 4 астрономических часа) в письменной форме (по выбору учащегося);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.

6.5. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2023 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2022/2023 учебного года).

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси»проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 648. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале(Педагогам/Экзамены)и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).

Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.

В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси»будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены 25 мая 2023 г.на национальном образовательном портале (Педагогам /ЭкзаменыПрактические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси).

С 1 февраля 2023 г. на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий.  Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.

 

  1. О проведении в 2022/2023 учебном году централизованных экзаменов, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов или выпускных экзаменов.

7.1. Итоговые испытания в виде централизованного экзамена проводятся для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

7.2. Итоговые испытания могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена (по выбору учащегося):

для учащихся с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде выпускных экзаменов, при поступлении в учреждения высшего образования сдают внутренние вступительные испытания; учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде централизованного экзамена, – проходят централизованное тестирование;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении.

7.3. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме в период с 25 по 31 мая 2023 г.

7.4. Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования от 8 августа 2022 г. № 234) аттестация в порядке экстернатапроводится в соответствии с постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 и состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, по которым экстерном сдаются экзамены, отметок по итогам прохождения экстерном итоговыхиспытаний по отдельным учебным предметам и отметок из справки об обучении. Итоговые испытания экстерны проходят по двум учебным предметам в виде централизованного экзамена, которые определены постановлением Министерства образования от 23 августа 2022 г. № 278.

7.5. Централизованные экзамены проводятся:

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;

по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.

Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г, (основные сроки) и с 21 по 25 августа2023 г. (иные сроки):

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение (отводится 4 астрономических часа);

в виде выпускного экзамена по выбору учащегося из числа следующих учебных предметов:

«Математика» – контрольная работа в письменной форме отводится 5 астрономических часов);

«Физика», «Химия»«Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»– по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 693, которые размещены на национальном образовательном портале: Педагогам/Экзамены/Экзаменационные билеты/4. Билеты для проведения выпускных экзаменов при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Обращаем внимание, что практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе.

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

7.6. Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 61 Правил проведения аттестации учащихся), с использованием следующих сборников материалов для выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык»:

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, изЗборнікаматэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбнымпрадмеце «Беларускаямова» за перыяднавучання і выхавання на IІIступеніагульнайсярэдняйадукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальныінстытутадукацыі»,2017 год выдання;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Зборнікаматэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбнымпрадмеце «Беларускаямова» за перыяднавучання і выхавання на IІIступеніагульнайсярэдняйадукацыі для вучняў з парушэннямі слыху, для вучняў з парушэннямі зроку, для вучняў з парушэннямі функцый апорна-рухальнага аппарату ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальныінстытутадукацыі»,2023 год выдання.

Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Русский язык» определяется:

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, изСборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 годы издания;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата учреждений образования с русским языком обучения и воспитания Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2023 год издания.

Задания для контрольной работы в письменной форме по учебному предмету «Математика»для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, из Зборніказаданняў для выпускнога экзамену па вучэбнымпрадмеце «Матэматыка» за перыяднавучання і выхавання на III ступеніагульнайсярэдняйадукацыі. Выдавецтва «Нацыянальныінстытутадукацыі», 2022 год выдання; Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.

Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учрежденияобразования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделениемобластного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющимгосударственно-властные полномочия в сфере образования.

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме доводятся до учреждений образования в порядке, установленном структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Руководитель учреждения образования, в котором проводятся выпускные экзамены, несет ответственность за обеспечение конфиденциальности заданий для проведения выпускных экзаменов.

Обращаем внимание, что в учреждениях общего среднего образования для проведения как выпускных, так и централизованных экзаменов создаются экзаменационные комиссии (пункт 48 Правил проведения аттестации учащихся). Приложениями 26, 27 к Правилам проведения аттестации учащихся установлена форма протокола выпускного экзамена и форма протокола централизованного экзамена.

О проведении выпускных вечеров

Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 10июня 2023 г.

Об использовании и заполнении документов об образовании, документов об обучении

Информируем о том, что при выдаче документов об образовании (свидетельства об общем базовом образовании, свидетельства об общем базовом образовании с отличием, аттестата об общем среднем образовании, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью,свидетельства о специальном образовании) можно использовать имеющиеся в наличии у учреждений образования бланки,образцы которых установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (основание – абзац четвертый пункта 3 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»).

Обращаем внимание, что:

в документах об общем среднем образовании:

без выставления отметок производится запись названий усвоенных учебных программ факультативных занятий и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне;

в графе «Поведение» пишется прописью оценка поведения;

в документах об общем базовом образовании в графе «Средний балл свидетельства» пишется средний балл свидетельства, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы);

в документах об общем среднем образовании в графе «Средний балл аттестата» пишется средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы).

В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.

свернуть