Работа с одаренными учащимися
Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам
УКАЗ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 апреля 2010 г. N 199
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)
В целях обеспечения эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала одаренной и талантливой молодежи, оказания помощи в ее профессиональной деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.
- Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 273 "О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 146, 1/8669) следующие изменения и дополнение:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Повысить тарифные ставки (оклады) на 50 процентов молодым специалистам <*> с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета.";
дополнить Указ подстрочным примечанием следующего содержания:
"--------------------------------
<*> Для целей данного Указа под молодыми специалистами понимаются выпускники, получившие высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета либо на условиях оплаты, направленные на работу по распределению.";
подпункт 3.2 пункта 3 исключить.
- Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
- Министерству образования, Министерству культуры, Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок обеспечить интеграцию банков данных одаренной и талантливой молодежи в общегосударственную автоматизированную информационную систему для предоставления доступа кадровым службам государственных органов и иных организаций к информации, содержащейся в этих банках данных.
- Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
26.04.2010 N 199
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящим Положением определяется порядок формирования, ведения и использования банка данных одаренной молодежи и банка данных талантливой молодежи (далее, если не указано иное, - банки данных одаренной и талантливой молодежи).
- Банки данных одаренной и талантливой молодежи ведутся в целях:
развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала одаренной и талантливой молодежи, создания условий для ее плодотворной деятельности;
централизованного учета, накопления и систематизации информации об одаренной и талантливой молодежи;
взаимодействия государственных органов и иных организаций в части использования информации об одаренной и талантливой молодежи для сопровождения ее профессионального роста, совершенствования системы работы с одаренной и талантливой молодежью;
государственной поддержки одаренной и талантливой молодежи.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
- В банки данных одаренной и талантливой молодежи включаются сведения о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в возрасте до тридцати одного года (далее - граждане):
3.1. в банк данных одаренной молодежи:
которым присуждены поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов;
являющихся победителями (I, II, III место, дипломы I, II, III степени, золотая, серебряная, бронзовая медаль) международных и республиканских олимпиад (конкурсов, турниров, иных мероприятий) согласно перечню, ежегодно утверждаемому Министерством образования, по учебным предметам (предметам, дисциплинам, учебным дисциплинам) в течение последних двух календарных лет, предшествующих году выдвижения на включение в банк данных одаренной молодежи, и (или) показавших особые успехи в научно-техническом творчестве, научно-исследовательской и изобретательской деятельности;
являющихся руководителями, членами руководящих органов республиканских молодежных и детских общественных объединений, включенных в республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;
3.2. в банк данных талантливой молодежи:
которым присуждены поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;
являющихся победителями (Гран-при, I, II, III место, дипломы I, II, III степени) международных и республиканских художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов.
- Ведение банка данных одаренной молодежи и банка данных талантливой молодежи осуществляется соответственно Министерством образования и Министерством культуры либо организациями, ими уполномоченными.
- Формирование банков данных одаренной и талантливой молодежи осуществляется на основании:
5.1. решений советов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи о присуждении поощрений, утвержденных Президентом Республики Беларусь, - о гражданах, указанных в абзаце втором подпункта 3.1 и абзаце втором подпункта 3.2 пункта 3 настоящего Положения;
5.2. ходатайств республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома (далее - государственные органы и иные организации, если настоящим Положением не предусмотрено иное) - о гражданах, указанных в абзаце третьем подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения, работающих в государственных органах и иных организациях, подчиненных им организациях либо обучающихся в учреждениях образования, подчиненных государственным органам и иным организациям;
5.3. решений Министерства образования о гражданах, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения;
5.4. решений Министерства культуры - о гражданах, указанных в абзаце третьем подпункта 3.2 пункта 3 настоящего Положения.
- Решения о включении в банки данных одаренной и талантливой молодежи принимаются Министерством образования и Министерством культуры соответственно на основании ходатайств государственных органов и иных организаций.
К ходатайству прилагаются:
копии документа, удостоверяющего личность, свидетельства о рождении - для несовершеннолетних;
копия документа, подтверждающего, что гражданин является победителем международных и республиканских олимпиад (конкурсов, турниров, иных мероприятий) по учебным предметам (предметам, дисциплинам, учебным дисциплинам) и (или) показал особые успехи в научно-техническом творчестве, научно-исследовательской и изобретательской деятельности;
копия документа, подтверждающего, что гражданин является победителем международных и республиканских художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов;
характеристика на гражданина, являющегося руководителем, членом руководящих органов республиканского молодежного или детского общественного объединения, включенного в республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, отражающая его лидерские, профессиональные, деловые и личностные качества, организаторские способности, умение работать с людьми, ответственность за результаты работы, степень овладения современными методами управления, информационными технологиями;
характеристика на гражданина, содержащая сведения о его достижениях, - для лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения;
протокол заседания органа самоуправления учреждения образования или представительного органа работников иной организации, в которой обучается или работает гражданин, о выдвижении его для включения в банк данных одаренной молодежи или в банк данных талантливой молодежи.
- Министерство образования и Министерство культуры в течение 30 дней рассматривают ходатайство и прилагаемые к нему документы и выносят решение о включении гражданина соответственно в банк данных одаренной молодежи или в банк данных талантливой молодежи.
- В целях проведения актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи государственные органы и иные организации, в которых работают (учатся) граждане, включенные в банки данных, ежегодно до 1 февраля направляют в Министерство образования или Министерство культуры либо в организации, ими уполномоченные, информацию о результатах профессиональной деятельности, научных и творческих достижениях граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, по форме, устанавливаемой Министерством образования и Министерством культуры соответственно.
- Министерство образования и Министерство культуры ежегодно до:
1 января представляют в государственные органы и иные организации списки граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, работающих в организациях, подчиненных государственным органам и иным организациям;
1 марта осуществляют обновление банков данных одаренной и талантливой молодежи на основе информации, представляемой государственными органами и иными организациями, и информируют Главу государства о гражданах, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи;
1 апреля передают актуализированную информацию банков данных одаренной и талантливой молодежи в Министерство связи и информатизации для дальнейшей ее интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему в целях обеспечения доступа к ней государственных органов и иных организаций в порядке, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь.
- В банках данных одаренной и талантливой молодежи хранятся сведения о гражданах:
включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи - в течение двух лет со дня окончания ими соответствующих учреждений образования. Этот срок хранения сведений о гражданах может быть продлен по решению Министерства образования и Министерства культуры соответственно;
являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в учреждениях высшего образования, а также являющихся руководителями, членами руководящих органов и включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, - до достижения ими тридцати одного года.
- Основаниями для исключения сведений о гражданах из банков данных одаренной и талантливой молодежи являются:
переезд гражданина на постоянное место жительства в другую страну;
отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в течение двух лет со дня последней актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи;
истечение сроков хранения сведений о гражданах, указанных в пункте 10 настоящего Положения;
признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишение гражданина родительских прав или ограничение в родительских правах;
заявление гражданина об исключении по собственному желанию;
вступление в законную силу обвинительного приговора или постановления суда, органа, ведущего административный процесс, о наложении административного взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а также в виде предупреждения либо штрафа за нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования;
смерть или объявление гражданина умершим.
Граждане исключаются из банков данных одаренной и талантливой молодежи по решению Министерства образования и Министерства культуры соответственно.
- Сведения о гражданах, исключенных из банков данных одаренной и талантливой молодежи, архивируются и хранятся в течение 15 лет.
- Ведение банков данных одаренной и талантливой молодежи осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
- Пользователями банков данных одаренной и талантливой молодежи могут быть государственные органы, иные государственные, а также негосударственные организации. Допуск к пользованию ресурсами банка данных одаренной молодежи осуществляется по запросу пользователей Министерством образования, банка данных талантливой молодежи - Министерством культуры.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В БАНКИ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
- Граждане, являющиеся выпускниками государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на первоочередное распределение.
- Руководители государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования ежегодно до 1 апреля информируют государственные органы и иные организации о планируемом распределении выпускников, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в целях получения от них заявок о направлении к ним на работу этих выпускников.
- Руководители государственных органов и иных организаций обеспечивают создание условий для профессионального роста граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, путем:
закрепления за ними кураторства (шефства) со стороны опытных специалистов, педагогов, ученых, выдающихся деятелей культуры;
направления на стажировку, переподготовку, повышение квалификации;
привлечения к преподавательской и научной деятельности;
привлечения к участию в конкурсном отборе граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, при формировании кадровых резервов;
предоставления права внеочередного получения жилого помещения в общежитии на период обучения;
предоставления иных гарантий в соответствии с законодательством.
- Руководители государственных органов и иных организаций ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляют в Министерство образования и Министерство культуры информацию о выполнении мер, содержащихся в пунктах 16 и 17 настоящего Положения.
- Министерство образования и Министерство культуры в течение года организуют проведение семинаров для работников кадровых служб государственных органов и иных организаций по вопросам предоставления и использования информации, размещенной в банках данных одаренной и талантливой молодежи.
- Кадровые службы государственных органов и иных организаций в течение года изучают актуализированную информацию о гражданах, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в целях отбора для включения их в кадровый резерв организаций, принятия на работу, анализируют результаты их деятельности, эффективность мер по созданию условий для профессионального роста названных граждан.
- Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за полноту, достоверность и актуальность сведений, предоставляемых для размещения в банках данных одаренной и талантливой молодежи, организацию работы с гражданами, включенными в банки данных одаренной и талантливой молодежи, и выполнение настоящего Положения.
Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися
Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися
Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.
Основные направления работы с одаренными детьми:
- система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
- система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
- система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
- система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:
- индивидуальная(работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
- занятия по свободному выбору(факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
- дифференциация образовательного процесса(изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
- исследовательские секции или объединения (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).
Формы обучения детей в системе дополнительного образования:
- Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
- Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
- Очно-заочные школы.
- Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
- Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
- Детские научно-практические конференции и семинары.
Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:
- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
- предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
- подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
- обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
- способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
- профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- профессионально значимые личностные качества педагогов:высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.
Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, – «желанию жить в ученике».
Рекомендации в помощь учителю по работе с одаренными детьми
Рекомендации
в помощь учителю по работе с одаренными детьми
- Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:
1.1. соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
1.2. предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями;
1.3. постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы;
1.4. разрешайте и поощряйте множество вопросов;
1.5. обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся;
1.6. создавайте ситуацию успеха;
1.7. определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.
- Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:
2.1. понимание особенностей развития одаренного ребенка;
2.2. создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
2.3. освобождение от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
- не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
- может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
- не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
- ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
- Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
- Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:
4.1. забота о сохранении здоровья;
4.2. сохранение высокой самооценки одаренного ребенка;
4.3. формирование системы приобретенных учебных мотивов;
4.4. организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
4.5. стратегия ускорения обучения одаренных детей.