Работа с одаренными учащимися

Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам

УКАЗ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 апреля 2010 г. N 199

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

 

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)

 

В целях обеспечения эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала одаренной и талантливой молодежи, оказания помощи в ее профессиональной деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.
  2. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 273 "О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 146, 1/8669) следующие изменения и дополнение:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Повысить тарифные ставки (оклады) на 50 процентов молодым специалистам <*> с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета.";

дополнить Указ подстрочным примечанием следующего содержания:

"--------------------------------

<*> Для целей данного Указа под молодыми специалистами понимаются выпускники, получившие высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета либо на условиях оплаты, направленные на работу по распределению.";

 

подпункт 3.2 пункта 3 исключить.

  1. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
  2. Министерству образования, Министерству культуры, Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок обеспечить интеграцию банков данных одаренной и талантливой молодежи в общегосударственную автоматизированную информационную систему для предоставления доступа кадровым службам государственных органов и иных организаций к информации, содержащейся в этих банках данных.
  3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                        Указ Президента

                                                        Республики Беларусь

                                                        26.04.2010 N 199

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

 

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящим Положением определяется порядок формирования, ведения и использования банка данных одаренной молодежи и банка данных талантливой молодежи (далее, если не указано иное, - банки данных одаренной и талантливой молодежи).
  2. Банки данных одаренной и талантливой молодежи ведутся в целях:

развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала одаренной и талантливой молодежи, создания условий для ее плодотворной деятельности;

централизованного учета, накопления и систематизации информации об одаренной и талантливой молодежи;

взаимодействия государственных органов и иных организаций в части использования информации об одаренной и талантливой молодежи для сопровождения ее профессионального роста, совершенствования системы работы с одаренной и талантливой молодежью;

государственной поддержки одаренной и талантливой молодежи.

 

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

 

  1. В банки данных одаренной и талантливой молодежи включаются сведения о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в возрасте до тридцати одного года (далее - граждане):

3.1. в банк данных одаренной молодежи:

которым присуждены поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов;

являющихся победителями (I, II, III место, дипломы I, II, III степени, золотая, серебряная, бронзовая медаль) международных и республиканских олимпиад (конкурсов, турниров, иных мероприятий) согласно перечню, ежегодно утверждаемому Министерством образования, по учебным предметам (предметам, дисциплинам, учебным дисциплинам) в течение последних двух календарных лет, предшествующих году выдвижения на включение в банк данных одаренной молодежи, и (или) показавших особые успехи в научно-техническом творчестве, научно-исследовательской и изобретательской деятельности;

являющихся руководителями, членами руководящих органов республиканских молодежных и детских общественных объединений, включенных в республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

3.2. в банк данных талантливой молодежи:

которым присуждены поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;

являющихся победителями (Гран-при, I, II, III место, дипломы I, II, III степени) международных и республиканских художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов.

  1. Ведение банка данных одаренной молодежи и банка данных талантливой молодежи осуществляется соответственно Министерством образования и Министерством культуры либо организациями, ими уполномоченными.
  2. Формирование банков данных одаренной и талантливой молодежи осуществляется на основании:

5.1. решений советов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи о присуждении поощрений, утвержденных Президентом Республики Беларусь, - о гражданах, указанных в абзаце втором подпункта 3.1 и абзаце втором подпункта 3.2 пункта 3 настоящего Положения;

5.2. ходатайств республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома (далее - государственные органы и иные организации, если настоящим Положением не предусмотрено иное) - о гражданах, указанных в абзаце третьем подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения, работающих в государственных органах и иных организациях, подчиненных им организациях либо обучающихся в учреждениях образования, подчиненных государственным органам и иным организациям;

5.3. решений Министерства образования о гражданах, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения;

5.4. решений Министерства культуры - о гражданах, указанных в абзаце третьем подпункта 3.2 пункта 3 настоящего Положения.

  1. Решения о включении в банки данных одаренной и талантливой молодежи принимаются Министерством образования и Министерством культуры соответственно на основании ходатайств государственных органов и иных организаций.

К ходатайству прилагаются:

копии документа, удостоверяющего личность, свидетельства о рождении - для несовершеннолетних;

копия документа, подтверждающего, что гражданин является победителем международных и республиканских олимпиад (конкурсов, турниров, иных мероприятий) по учебным предметам (предметам, дисциплинам, учебным дисциплинам) и (или) показал особые успехи в научно-техническом творчестве, научно-исследовательской и изобретательской деятельности;

копия документа, подтверждающего, что гражданин является победителем международных и республиканских художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов;

характеристика на гражданина, являющегося руководителем, членом руководящих органов республиканского молодежного или детского общественного объединения, включенного в республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, отражающая его лидерские, профессиональные, деловые и личностные качества, организаторские способности, умение работать с людьми, ответственность за результаты работы, степень овладения современными методами управления, информационными технологиями;

характеристика на гражданина, содержащая сведения о его достижениях, - для лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения;

протокол заседания органа самоуправления учреждения образования или представительного органа работников иной организации, в которой обучается или работает гражданин, о выдвижении его для включения в банк данных одаренной молодежи или в банк данных талантливой молодежи.

  1. Министерство образования и Министерство культуры в течение 30 дней рассматривают ходатайство и прилагаемые к нему документы и выносят решение о включении гражданина соответственно в банк данных одаренной молодежи или в банк данных талантливой молодежи.
  2. В целях проведения актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи государственные органы и иные организации, в которых работают (учатся) граждане, включенные в банки данных, ежегодно до 1 февраля направляют в Министерство образования или Министерство культуры либо в организации, ими уполномоченные, информацию о результатах профессиональной деятельности, научных и творческих достижениях граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, по форме, устанавливаемой Министерством образования и Министерством культуры соответственно.
  3. Министерство образования и Министерство культуры ежегодно до:

1 января представляют в государственные органы и иные организации списки граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, работающих в организациях, подчиненных государственным органам и иным организациям;

1 марта осуществляют обновление банков данных одаренной и талантливой молодежи на основе информации, представляемой государственными органами и иными организациями, и информируют Главу государства о гражданах, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи;

1 апреля передают актуализированную информацию банков данных одаренной и талантливой молодежи в Министерство связи и информатизации для дальнейшей ее интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему в целях обеспечения доступа к ней государственных органов и иных организаций в порядке, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь.

  1. В банках данных одаренной и талантливой молодежи хранятся сведения о гражданах:

включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи - в течение двух лет со дня окончания ими соответствующих учреждений образования. Этот срок хранения сведений о гражданах может быть продлен по решению Министерства образования и Министерства культуры соответственно;

являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в учреждениях высшего образования, а также являющихся руководителями, членами руководящих органов и включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, - до достижения ими тридцати одного года.

  1. Основаниями для исключения сведений о гражданах из банков данных одаренной и талантливой молодежи являются:

переезд гражданина на постоянное место жительства в другую страну;

отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в течение двух лет со дня последней актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи;

истечение сроков хранения сведений о гражданах, указанных в пункте 10 настоящего Положения;

признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишение гражданина родительских прав или ограничение в родительских правах;

заявление гражданина об исключении по собственному желанию;

вступление в законную силу обвинительного приговора или постановления суда, органа, ведущего административный процесс, о наложении административного взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а также в виде предупреждения либо штрафа за нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования;

смерть или объявление гражданина умершим.

Граждане исключаются из банков данных одаренной и талантливой молодежи по решению Министерства образования и Министерства культуры соответственно.

  1. Сведения о гражданах, исключенных из банков данных одаренной и талантливой молодежи, архивируются и хранятся в течение 15 лет.
  2. Ведение банков данных одаренной и талантливой молодежи осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
  3. Пользователями банков данных одаренной и талантливой молодежи могут быть государственные органы, иные государственные, а также негосударственные организации. Допуск к пользованию ресурсами банка данных одаренной молодежи осуществляется по запросу пользователей Министерством образования, банка данных талантливой молодежи - Министерством культуры.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В БАНКИ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

 

  1. Граждане, являющиеся выпускниками государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на первоочередное распределение.
  2. Руководители государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования ежегодно до 1 апреля информируют государственные органы и иные организации о планируемом распределении выпускников, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в целях получения от них заявок о направлении к ним на работу этих выпускников.
  3. Руководители государственных органов и иных организаций обеспечивают создание условий для профессионального роста граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, путем:

закрепления за ними кураторства (шефства) со стороны опытных специалистов, педагогов, ученых, выдающихся деятелей культуры;

направления на стажировку, переподготовку, повышение квалификации;

привлечения к преподавательской и научной деятельности;

привлечения к участию в конкурсном отборе граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, при формировании кадровых резервов;

предоставления права внеочередного получения жилого помещения в общежитии на период обучения;

предоставления иных гарантий в соответствии с законодательством.

  1. Руководители государственных органов и иных организаций ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляют в Министерство образования и Министерство культуры информацию о выполнении мер, содержащихся в пунктах 16 и 17 настоящего Положения.
  2. Министерство образования и Министерство культуры в течение года организуют проведение семинаров для работников кадровых служб государственных органов и иных организаций по вопросам предоставления и использования информации, размещенной в банках данных одаренной и талантливой молодежи.
  3. Кадровые службы государственных органов и иных организаций в течение года изучают актуализированную информацию о гражданах, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в целях отбора для включения их в кадровый резерв организаций, принятия на работу, анализируют результаты их деятельности, эффективность мер по созданию условий для профессионального роста названных граждан.
  4. Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за полноту, достоверность и актуальность сведений, предоставляемых для размещения в банках данных одаренной и талантливой молодежи, организацию работы с гражданами, включенными в банки данных одаренной и талантливой молодежи, и выполнение настоящего Положения.

 

 

 

свернуть

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

 

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

 

Основные направления работы с одаренными детьми:

  • система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
  • система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
  • система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.

 

Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:

 

  • индивидуальная(работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
  • занятия по свободному выбору(факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
  • дифференциация образовательного процесса(изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
  • исследовательские секции или объединения  (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).

 

 

Формы обучения детей в системе дополнительного образования:

 

  1. Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
  3. Очно-заочные школы.
  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

 

Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.

 

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:

  • включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что   позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  • использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
  • предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 
  • в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
  • поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
  • подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
  • обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
  • способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе

  1. психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
  2. профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  3. профессионально значимые личностные качества педагогов:высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.

Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом,  –  «желанию жить в ученике».

 

свернуть

Рекомендации в помощь учителю по работе с одаренными детьми  

Рекомендации

в помощь учителю по работе с одаренными детьми

 

  1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:

1.1. соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

1.2. предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями;

1.3. постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы;

1.4. разрешайте и поощряйте множество вопросов;

1.5. обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся;

1.6. создавайте ситуацию успеха;

1.7. определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных  заданий.

  1. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:

2.1. понимание особенностей развития одаренного ребенка;

2.2. создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками;

2.3. освобождение от  ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

- не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;

- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

 - может иметь некоторое отставание в физическом развитии;

 - не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

 - ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

  1. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
  2. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

4.1. забота о сохранении здоровья;

4.2. сохранение высокой самооценки одаренного ребенка;

4.3. формирование системы приобретенных учебных мотивов;

4.4. организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

4.5. стратегия ускорения обучения одаренных детей.      

 

свернуть