Работа с молодыми специалистами
Структура комбинированного урока
Структура комбинированного урока
(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания, постановка цели урока;
- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
- изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
- подведение итогов и результатов урока;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура урока повторения
Структура урока повторения:
- организация начала урока;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
Структура урока формирования умений и навыков
Структура урока формирования умений и навыков:
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполнения работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Структура урока изучения нового материала
Структура урока изучения нового материала:
- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
- указание на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
Как подготовить современный урок
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи: обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:______________________________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают
этап урока
Ученики
Учитель
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Алгоритм подготовки к уроку
Алгоритм подготовки к уроку
Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.
Для эффективности проведения урока необходимо:
- Определить и сформулировать тему урока.
- Определить место данного урока в системе уроков.
- Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся.
Элементарные требования к рабочему плану урока:
- Определить тип и вид урока.
- Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
- Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
- Поставить задачи к каждому этапу.
- Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с ритма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «слабые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
- Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффективности каждого метода.
- Подготовить наглядность или ТСО.
- Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
- Домашнее задание должно быть в обязательном порядке дифференцированным.
Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.
Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь!
Китайская мудрость
Сходить на урок к самому себе
(методические рекомендации по самоанализу урока)
Анализируя результаты проведенного урока (без анализа нельзя построить следующий урок эффективно), необходимо обратить особое внимание на следующие критерии:
- Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкретными задачами урока.
- Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные и неудачные моменты на уроке.
- Рациональность развития познавательной активности учащихся; использование на уроке активных методов, самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсивность (плотность) деятельности учащихся на уроке.
- Результативность использования новых прогрессивных подходов и методических приемов (изучение материала крупными блоками, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).
- Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.
- Степень самостоятельной работы учащихся, их умение применять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала.
- Воспитательная эффективность организации работы учащихся на уроке.
- Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; квалифицированность и объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся; сочетание текущего и тематического учета знаний.
- Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы индивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, организация групповой работы.
10.Рациональность распределения и использования учебного времени согласно этапам урока.
11.Восприятие учащимися содержания, дозировки и методики подачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации.
12.Соблюдение требований речевого и орфографического режима.
13.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к уроку (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).
14.Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного классного коллектива.
15.Создание благоприятного микроклимата на уроке, положительного стиля взаимоотношений с учащимися.
Психологическая оценка урока:
- Уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок).
- Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.
- Соотношение монологического, диалогического общения между учителем и детьми па уроке.
- Темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту учащихся класса.
- Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
- Оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- Наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»).
- Преобладающее настроение.
- Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником.
- Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).
- Соотношение индивидуального и группового общения на уроке.
- Способность к делегированию полномочий учащимся.
- Умение учащихся слушать.
- Индивидуализация и дифференциация учебной работы с учащимися.
- Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.
10.Работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.).
11.Соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы.
12.Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.
13.Увлеченность излагаемым материалом.
14.Индивидуальная манера поведения учителя соответственно его темпераменту.
15.Внешний облик учителя (поза, мимика, одежда, прическа, чувство вкуса).
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
Памятка
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
Длительность работы за компьютером не должна превышать:
на развивающих игровых занятиях:
- для детей 6 лет – 10 минут;
- для учащихся (II-IV классов) – 15 минут;
- для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;
на уроках информатики:
- у учащихся VIII-IX классов – 25 минут;
- у учащихся IX – X классов – 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
- проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
- подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
- для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:
- у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут;
- для детей, начиная с V класса, на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут, смешанных занятиях – 60 минут.
Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
Типичные ошибки учителей при разработке презентаций и их использовании
Ошибки в целевой установке. Цель учителя – дублирование в слайдах содержания учебника. При этом ученики только читают и конспектируют текст.
Ошибки содержания. В слайдах много отвлекающей информации. В них пишется все, что учитель собирается сказать. Содержание носит исключительно иллюстративный характер и ориентировано лишь на запоминание информации, оно не выступает организатором познавательной деятельности учащихся.
Ошибки формата использования. Демонстрация на экране только фрагмента кинофильма ит. д. Ученики являются пассивными созерцателями. Не используется большой потенциал электронных учебников, энциклопедий, тренажеров. В таком случае можно воспользоваться не компьютером, а простым телевизором.
Ошибки оформления. В презентации отсутствует титульный слайд, применяются темный фон, мелкие буквы в текстах, много вылетающих эффектов, звуковое сопровождение носит резкий, отвлекающий характер.
Ошибки демонстрации. Слишком часто меняются слайды. Изображение на экране остается и тогда, когда в нем нет нужды.
Критерии оценки презентаций
- Полнота раскрытия темы
- Структуризация информации
- Наличие и удобство навигации
- Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок
- Отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации
- Наличие и правильность оформления обязательных слайдов
- Оригинальность оформления презентации
- Обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов
- Применимость презентации для выбранной целевой аудитории
- Грамотность использования цветового оформления
- Использование авторских иллюстраций, фонов, фотографий, видеоматериалов
- Наличие дикторской речи, ее грамотность и целесообразность
- Наличие, обоснованность и грамотность использования фонового звука
- Размещение и комплектование объектов
- Единство стиля оформления слайдов
Требования к мультимедийным презентациям
Параметры |
Требования |
||||
Основные слайды презентации (для конкурсов, конференций и т.п.) |
1. Титульный лист. 2. Слайд с фотографией автора и контактной информацией. 3. Содержание с кнопками навигации для перемещения внутри презентации. 4. Основные пункты презентации. 5. Список источников, из которых взята информация. 6. Завершающий слайд с контактной информацией об авторе |
||||
Оптимизация изображения |
Оптимизированные изображения. Плохой считается презентация, которая из-за большого размера долго загружается. |
||||
Воздействие цвета. Цветовая гамма |
Цвет по-разному влияет на восприятие взрослых и детей. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста лучше использовать контрастные и холодные цвета. Пестрый фон применять не желательно. |
||||
Размещение изображений (фотографий) |
Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху от края слайда оставались свободные поля. Для большей наглядности исключения могут составлять графические объекты в презентациях, создаваемых для демонстрации на телевизоре. |
||||
Единство стиля |
Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). |
||||
Анимационные эффекты |
Анимация не должна быть навязчивой. Не допускается использование побуквенной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо ля отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре урока. При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющимся объектом элементов, уже присутствующих на экране. |
||||
Использование списков |
Списки следует использовать только там, где они нужны. В слайде не должно быть более семи пунктов. Большие списки и таблицы можно разбивать на два слайда. |
||||
Содержание информации |
Должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.). Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний учащихся, у которых ведется преподавание. |
||||
Расположение информации на слайде |
Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Форматируйте текст по ширине. Не допускайте «рваных» краев текста. Уровень запоминания информации зависит от ее расположения на экране
|
||||
Шрифт |
Текст должен быть хорошо виден. Самый мелкий шрифт, который можно использовать – 22 пт. Рекомендуется отказаться от курсива. Лучше использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana, применять полуторный межстрочный интервал. |
||||
Способы выделения информации |
Рекомендуется использовать рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы. |
||||
Объем информации |
Не стоит заполнять слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, видов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
||||
Звук |
Музыка должна быть ненавязчивой |
||||
Виды слайдов |
Для обеспечения внимания аудитории следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией. |
||||
Требование к завершающим слайдам презентации |
Последний слайд повторяет первый |
Дидактические возможности использования ЭСО
в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
- обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
- автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
- мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
- содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
- учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
- организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
- контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
- предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
- расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
- расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
- формирование информационной культуры учащихся;
- повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
Варианты проведения уроков с использованием ИКТ и ЭСО
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
- класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
- вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
- в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Виды домашних заданий
Виды домашних заданий
I. К урокам изучения нового материала:
1) заучивание материала учебника и его пересказ;
2) доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3) сбор материалов из дополнительных источников.
II. К урокам обобщения:
1) ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5) подборка дополнительного материала по теме.
III. К урокам обучения применять знания:
1) практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);
2) решение задач, аналогичных классным;
3) решение задач нестандартных;
4) решение задач с межпредметными связями;
5) самостоятельное составление задач;
6) самостоятельное изучение несложного материала.
IV. К урокам контроля и проверки знаний:
1) письменные ответы на вопросы;
2) домашняя контрольная работа;
3) решение нестандартных задач;