Методические мероприятия
Мастер – класс
Мастер – класс
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»
Цель: повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием «рефлексия»;
- дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.
- Актуализация мастер - класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер- классе по теме: «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Уважаемые коллеги, давайте представим, что наступила весна, греет солнышко, появились красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.
Сегодня и я в ваших руках, как эта бабочка, если вам понравится мой мастер- класс и вам пригодятся знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии среди учащихся на уроках в начальной школе - это для меня будет значить, что мои труды не напрасны.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроках. Именно она позволяет осознать ученику свою индивидуальность и уникальность.
- А что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
- Что можно применять?
Это : карточки с изображением лица
Показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка
- рефлексия деятельности
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
- Какие варианты?
- «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось;
- «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
- «дерево успеха» - зеленый лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
рефлексия содержания учебного материала