Методические мероприятия

Мастер – класс

Мастер – класс

«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»

 

Цель: повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием «рефлексия»;
  • дать представление о классификации рефлексии;
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.

 

  1. Актуализация мастер - класса
  2. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер- классе по теме: «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».

Уважаемые коллеги, давайте представим, что наступила весна, греет солнышко,  появились  красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.

    Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы  считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

  Сегодня и  я  в ваших руках, как эта бабочка,  если вам понравится мой мастер- класс  и вам пригодятся знания  о методах, приёмах, способах проведения рефлексии среди учащихся на уроках в начальной школе - это  для меня будет значить, что мои труды не напрасны.

         Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроках.  Именно  она позволяет осознать ученику свою индивидуальность и уникальность.

- А что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия  ударение нужно ставить на слог  ле. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

 - Что можно применять?

Это : карточки с изображением лица

Показ большого пальца вверх или вниз;

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

«Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка

  • рефлексия деятельности

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

- Какие варианты?

-  «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось;

- «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

- «дерево успеха» - зеленый лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

рефлексия содержания учебного материала

свернуть